Будет ли дефицит смазочных материалов?
Из-за ухода западных производителей масел из России актуальной стала проблема производства смазочных материалов. Некоторые эксперты опасались, что отечественные производители не смогут быстро заместить эти объёмы. О том, что ждет отечественный рынок масел в этих условиях, говорится в спецвыпуске журнала «Нефть и жизнь», посвященном композитам.
Даем его краткий обзор:
ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Опасения среди потребителей возникли на фоне новостей о приостановке поставок и сокращении производства иностранных компаний. Так, французская Total Energies в апреле сообщила об остановке работы завода в Калужской области. О своём уходе заявила также Shell, которой принадлежало производство смазочных масел в Тверской области. Речь не идёт о закрытии заводов и прекращении выпуска продукции. Завод Shell, например, приобрел ЛУКОЙЛ. Производство моторных масел в 2022 году в России продолжило расти. По данным Alto Consulting Group, в феврале выпуск масел увеличился на 42,6% и составил 51,5 тысяч тонн. В Минэнерго отмечали, что в РФ производится достаточно масел – порядка 600 тысяч тонн в год. И этот показатель продолжит расти благодаря модернизации НПЗ. При достаточных объёмах производства для покрытия внутреннего спроса российские компании получили уникальную возможность увеличить свою долю на рынке РФ.
В списке узнаваемых марок моторных масел пока доминируют иностранные бренды (Shell, Mobil, Castrol, ZIC и Liqui Moly). В десятку лидеров входят только два отечественных бренда, при том, что список производителей гораздо шире. Сдерживающим фактором для российских производителей всегда оставалась большая доля иностранных игроков. Зачастую они на глобальном уровне сотрудничают с автоконцернами, получая статус рекомендованных производителем для своих масел.
Почти все опрошенные «Автостатом» респонденты выбирают синтетические или полусинтетические моторные масла. Но есть небольшой процент покупателей, выбирающих минеральные масла. Такое распределение во многом обусловлено требованиями автопроизводителей. Из-за них же постоянно прирастает доля синтетических масел в структуре потребления.
В 2020 году «Автостат» отмечал, что в сегменте легковых иномарок численность автомобилей, требующих стандартов качества масла API SM/SN, выросла с 26,9 до 28,3%. А среди отечественных марок доля машин, нуждающихся в стандартах API SL/SM/SN, увеличилась с 22 до 28%. Для новых машин автопроизводители рекомендовали самый современный тип масел — синтетический.
Одной из новых ниш может стать экспорт в страны Африки и Средней Азии, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл РОДИОНОВ. По данным Федеральной таможенной службы, Россия в 2017-2021 годах увеличила экспорт моторных масел в Узбекистан на 64% - с 8,4 тысячи до 13,8 тыс. тонн.
Ещё одной страной, нарастившей импорт российских моторных масел, стала Ливия. Поставки увеличились на 10,1 тыс. тонн - до 11,7 тысячи тонн. К числу других стран Африки, увеличивших закупки у российских производителей, относятся ЮАР и Марокко. Если в 2017 году эти две страны импортировали из РФ 97 тонн моторных масел, то в 2021 году — 2,4 тысячи тонн.
«Открывается отличная возможность по возврату российского рынка собственным производителям, которые с удовольствием заместят импортные масла, - считает руководитель проекта управления по реализации нефти и нефтепродуктов ПАО «Татнефть» Рамиль ШАКИРОВ. - Потенциал достаточно высок. В России выпускаются все основные группы базовых масел, которые применяются в производстве различных марок смазочных материалов, и в достаточном количестве».
Например, НПЗ компаний «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть» выпускают базовые масла II группы. Совместный завод «Роснефти» и «Газпром нефти» в Ярославле («Славнефть») выпускает базовые масла III группы, как и ТАНЕКО. Масла этой группы наиболее востребованы в производстве современных СМ. Масла IV группы выпускаются на заводе группы «ТАИФ» в Нижнекамске.
БУДЕТ ЛИ ДЕФИЦИТ СМАЗОК?
До недавнего времени в России использовались в основном иностранные присадки. Поэтому весной возник вопрос о перспективах продолжения сотрудничества и возможности смены поставщиков. Довольно быстро стало понятно, что сохранить сложившиеся связи не получится и надо искать альтернативные варианты.
В процессе производства для достижения требуемых свойств масла к основному, базовому маслу примешивается комплекс присадок. Итоговые характеристики масла будут зависеть не только от состава присадок, но и от их количества и пропорции смешивания. Поэтому в случае полной или частичной замены комплекса присадок требуется время на исследования и испытания новых составляющих.
Российские компании разрабатывают и выпускают комплекты присадок. Нефтепереработчики, у которых эти производственные цепочки уже налажены, получили серьёзное конкурентное преимущество. Государство также обсуждает меры поддержки. Например, при Минэнерго создана рабочая группа по вопросам снижения зависимости нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности от импорта.
Что касается производства базовых масел, то оно полностью освоено в России. Одним из ведущих предприятий по их выпуску является нефтеперерабатывающий комплекс ТАНЕКО, входящий в Группу «Татнефть». В 2021 году на предприятии наладили выпуск новых моторных, трансмиссионных, гидравлических и других масел под брендами TANECO и Tatneft (об этом ИА «Девон» писал здесь).
По своим потребительским качествам продукция ТАНЕКО соответствует или превосходит лучшие российские и мировые аналоги. Это подтверждено ведущими мировыми автопроизводителями. Низкая температура застывания моторных масел TANECO и Tatneft обеспечивает лёгкий запуск двигателя при минусовых температурах. За счёт термоокислительной стабильности сокращается образование отложений. А низкая испаряемость сокращает частоту доливки масла. Срок эксплуатации масел в тяжёлых условиях в 1,5–2 раза выше по сравнению с минеральными маслами.
На ТАНЕКО также освоен выпуск базового масла вязкостью 6 сантистокс. Это важное событие для завода, ранее выпускавшего масла только вязкостью 2 и 4 сантистокс. Базовые масла — важнейший компонент всех смазочных материалов, так как они обеспечивают основные свойства. Выпуск «белых масел» открывают перспективные направления по выпуску масел для фармакологии, медицины, косметологии и пищевой промышленности (об этом подробнее читайте в материале «Информ-Девон»).
«Поэтому проблем с замещением импортных смазок в России точно не будет, - оценивает Шакиров. - Не скажу за все ВИНК, но в компании «Татнефть» наработаны компетенции и технологии в производстве высокотехнологических смазочных материалов. Мы смогли перенять опыт от специалистов компании Chevron. Они предоставили технологии, которые успешно нами применяются ТАНЕКО».
НА ТАНЕКО НАРАБОТАЛИ «БАЗУ»
«С учётом современных тенденций, требований производителей автомобилей по части экологичности и нагруженности на двигатель, речь должна пойти о тех моторных маслах, которые отвечают самым последним требованиям по европейской классификации АСЕА, - продолжает он. – Они имеют класс качества от С1 до С5 и характеризуются низким уровнем сульфатной зольности, фосфора и серы».
«Это смазочные материалы, которые имеют в своём составе самые современные присадки, - отмечает представитель «Татнефти». - Без них масло - всего лишь качественная базовая основа, которую нельзя использовать в двигателе автомобиля. Его надо защитить, например, от образования нагара (это моющие присадки), от окисления. Тогда должны присутствовать ингибиторы коррозии. А для повышения противозадирных, противоизносных свойств масел должны добавляться модификаторы вязкости и т. д.».
«Российские компании не стояли на месте, - комментирует Рамиль Шакиров. - Они также активно развивали собственную базу присадок и участвовали в испытаниях новых разработок смазок для двигателей отечественного производства и двигателей, производимых в РФ по лицензионной технологии. Да, они представлены не так широко. Но ни одна из компаний в мире не может похвастаться, что производит комплекты присадок под 100% ассортимента двигателей».
У каждого производителя присадок имеются свои направления и стандарты (европейские или американские), которые они охватывают. Также и отечественные производители присадок имеют свои ограничения по замене импортных аналогов. Однако учитывая, что мировой рынок не ограничен только США и Европой и также активно развивается, на нём есть альтернатива уходящим компаниям.
«Мы уже нашли альтернативную замену выбывающих комплектов присадок, которые отсутствуют у отечественных компаний, – рассказывает руководитель проекта управления по реализации нефти и нефтепродуктов «Татнефти» Рамиль ШАКИРОВ. - Мы заменяем их поставками из дружественных стран. При этом наиболее критичные позиции уже прошли лабораторные испытания на «ТАНЕКО» и показали хорошие итоги. По их результатам принято решение об их применении в рецептуре масел. При этом они также имеют все допуски и разрешения производителей авто- и мототехники».
На комплексе «ТАНЕКО» в Нижнекамске в качестве одного из продуктов нефтепереработки выпускаются базовые изопарафиновые масла 2-й и 3-й групп — до 200 тысяч тонн в год. «Базу» «Татнефть» поставляет на большинство крупных российских производств смазочных материалов: ЛУКОЙЛ, «Роснефть», Shell. Там базовые масла смешивают, к ним добавляют необходимые присадки. В результате получаются и привычные нам автомобильные масла.
Сегодня завод смазочных материалов на ТАНЕКО, по словам заместителя начальника производства Рустама ХАТЫПОВА, выпускает 63 наименования продукции. Его мощности составляют 7 тысяч тонн моторных и трансмиссионных масел и 15 тысяч тонн трансформаторных масел в год. Разрабатывают и тестируют масла на ТАНЕКО самостоятельно, в соответствии строгим европейским нормам и собственным спецификациям таких автопроизводителей, как КамАЗ, Mercedes Benz, Volvo и др.
Статья ИА "Девон"
- Комментарии